Действия Федеральной антимонопольной службы заметно изменили логику выстраивания отношений между страховщиками и банками, однако большая открытость банков отнюдь не приводит к перераспределению позиций игроков в данном сегменте.
Сложный кризисный период страховщики Северо-Запада переживают тяжелее, чем страховой рынок России в целом. «В такие периоды, как сейчас, увеличивается значимость любых каналов продаж, способных предоставить альтернативные источники страховых премий», – говорит президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. Эти общие по содержанию слова приобретают драматичную окраску, если присмотреться к тому, какая ситуация складывается на страховом рынке.
Прежде всего обращает на себя внимание динамика падения страховых сборов. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), за девять месяцев 2009 года она составила на Северо-Западе 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в целом по России – порядка 10%). Поскольку в предыдущие годы страховой рынок активно рос, падение сборов сегодня – это одновременно увеличение убыточности.
Ее рост по сравнению с предыдущим годом впечатляет – более 40%, для большинства видов страхования отношение страховых выплат к страховой премии (так называемая текущая убыточность, или коэффициент выплат) составляет около 70%. То, что, по официальным данным, коэффициент выплат, например, по ДМС достигает порядка 70%, предупреждает Дубенский, означает, что реальная убыточность этого вида страхования (с вознаграждениями посредникам) близка к 90%, а с учетом расходов на ведение дела может быть больше 100%.
Общая статистика уровня выплат показывает, что данный пример может быть распространен на многие другие виды страхования. Так, по данным Инспекции страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу, коэффициент выплат в целом по личному и имущественному видам страхования составляет по 71%, по страхованию жизни – 63, по ОСАГО – 60%. В свете этих показателей призыв искать новые каналы продаж уже выглядит как последняя попытка предупредить будущие банкротства.
Критерии прозрачности и надежности Закономерность это или некоторая ирония, но последний год, когда объемы кредитования физических и юридических лиц (соответственно, и связанный с ними объем залогового страхования) сократились до минимума, стал годом, в который регулирующие органы в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) откорректировали методику взаимоотношений страховщиков и банков. Как оказалось, не просто многие, а почти все банки устанавливали со страховыми компаниями особые отношения и помимо получения агентского вознаграждения за приведенного клиента побуждали страховщиков размещать страховые резервы на своих счетах. Даже Сбербанк признался, что заставлял страховщиков размещать резервы на его счетах, и раскрыл критерии отбора страховщиков. Ставки по таким депозитам банков, отмечает директор представительства Национального перестраховочного общества Иван Морозов, во многих случаях были в полтора раза ниже ставок для физлиц.
Отношения между банками и страховщиками по вопросу об аккредитации после вмешательства ФАС стали прозрачными: единственный критерий аккредитации страховщика – требования к финансовой устойчивости повсеместно висят на сайтах банков. Рядом с указанием срока, в течение которого банк обязуется проверить страховщика, – не более месяца.
Важно отметить, что финансовые показатели деятельности страховой компании – не некий одноразовый критерий отбора, а параметр, который отслеживается достаточно тщательно. «Кризис показал, что даже известные имена не являются панацеей от возможных проблем, поэтому на первый план выходит реальное состояние дел в компании. Чаще смотреть на финансовые показатели страховщика – сегодня это необходимо делать всем», – подчеркивает заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Щербаков. Страховщики, в свою очередь, свидетельствуют, что это не просто правильные слова. «Если говорить о четкости выбора банком страховщика, то необходимо отметить усилившийся контроль за положением партнера и мониторинг финансовых событий в компании. Банки смотрят на страховщика уже с большим обзором его внутреннего положения», – рассказывает руководитель отдела продаж страховой компании «Регион» Михаил Меженик.
Названные изменения отражают один из ключевых аспектов взаимодействия страховщиков и банков, который в годы расцвета кредитования оставался как бы на втором плане: выгодоприобретателем при страховании залогов выступает банк, а не заемщик. Перекладывая проблемы с возвратом кредита на страховщика, если с заемщиком не все в порядке, банк фактически страхует свои риски, замечает начальник управления страхования имущества петербургского филиала страховой группы «Спасские ворота» Татьяна Гитина. Банки осознали, что угроза банкротства страховых компаний вполне реальна. Собственно, это хорошо отражается и в отчетах страхового надзора. В течение 2008 года со страхового рынка России ушли девять компаний, но только одна из них работала на массовых рынках, остальные скорее относились к разряду схемных. За девять месяцев 2009 года ушли еще девять страховщиков, но среди них уже четыре компании, активно работавшие в массовых сегментах.
Мнимый рост Банковский канал всегда был привлекательным для страховщиков, поэтому неудивительно, что конкуренция за этот бизнес в прошлом году ужесточилась, говорит руководитель Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Павел Муретов. Но спешит добавить, что рост конкуренции происходит не столько в результате действий ФАС, сколько из-за сокращения объемов рынка. Более категорично высказывается директор по маркетингу страховой группы «АСК» Татьяна Долинина: «Да, рынок так называемого залогового страхования сжался, но говорить о росте конкуренции в этом сегменте не приходится, в том плане что те из страховщиков, кто формировал свой портфель без помощи банков, не получают от них клиентов и сегодня». Аналогичные наблюдения и у Михаила Меженика: «Потенциал кредитного рынка несколько снизился, поэтому банки в основном работают с уже имеющимися страховщиками, редко набирая новых».
Сами страховщики склонны по традиции винить в этой ситуации банки: в конечном счете их менеджеры общаются с клиентами и могут посоветовать того или иного страховщика. С другой стороны, по наблюдениям банкиров, сами представители страховых компаний не рвутся к сотрудничеству. «Сколько встреч со страховщиками было в 2006−2008 годах, а теперь их нет. Активность страховщиков в борьбе за симпатии банков явно снизилась», – рассказывает Сергей Щербаков. В этих словах, по-видимому, есть доля правды. Если обратить внимание на количество аккредитованных при банках компаний, очевидно, что их число постоянно растет, то есть явных преград банки перед страховщиками не выстраивают. Да и сами страховщики, в том числе компании второго эшелона, признают, что за последний год число банков, готовых с ними работать, только увеличивалось.
В итоге цена доступа к клиентам банка оказывается для страховщиков слишком высокой. Сегодня банки пытаются выжать прибыль из всего, поэтому очевидно, что агентские вознаграждения, которые они хотят получить от страховщиков, остаются на достаточно высоком уровне, рассуждает Иван Морозов. Косвенно об этом свидетельствуют и широко распространенные опасения участников страхового рынка. Некоторые страховщики, желая выйти на рынок залогового страхования, уже прибегают к демпингу, поделился директор Санкт-Петербургского филиала «Альфа Страхования» Олег Галкин. И для тех, кто хочет сотрудничать с банками, это, наверное, неизбежно. ФАС, разоблачая сговоры страховщиков и банков, в первую очередь обращала внимание на те случаи, когда тарифы аккредитованных при банках страховщиков были явно выше среднерыночных. Но таковыми ведь в большинстве случаев они становились из-за требования высоких комиссионных от банков. Теперь тарифы у всех одинаковы, значит, «лучшие» страховщики могут выделиться за счет демпинга.
Существующая система отношений между страховщиками и банками представляется двойственной. С одной стороны, банки акцентируют свое внимание на финансовом состоянии страховщиков, с другой – их требования ведут к тому, что эта финансовая надежность оказывается под вопросом. В такой ситуации большинству страховщиков проще выжидать. В итоге введенные под давлением ФАС новые условия сотрудничества между страховыми компаниями и банками не сделали рынок более либеральным.
Санкт-Петербург
Алексей ЛЕОНТЬЕВ, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад»
Доля договоров каско в портфелях крупнейших страховщиков Северо-Запада
Вся пресса за 16 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Управление, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|